10 практических шагов «Конкурентного анализа»

Конкурентный анализ

В статье дано пошаговое руководство, которое позволит Вам самостоятельно изучать и анализировать конкурентов, конкурентные позиции вашей компании на рынке.

Конкурентный анализ должен стать неотъемлемой частью маркетинга Вашей компании.

В конце статьи Вы получите два самых важных совета.

Важная ремарка

Основа успешного ведения бизнеса – систематический анализ конкурентов.
Если Вы этого не делаете и планируете достичь высоких целей – поздравляю. Ваши цели далеки от достижения.

Текущее состояние рынка таково, что слова «лояльность клиента» или «приверженность клиента» не более чем пустой воздух.

Клиент будет Вашим только до тех пор, пока он не получил более выгодное или более ценное предложение от конкурентов.

В основе любой стратегии лежит такое важное понятие как «дифференцирование».

Дифференцирование — процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров конкурентов, выявление привлекательных и выгодных для потребителя  отличий товаров и(или) услуг. По сути своей, дифференцирование — выделение предложения производителя из общей массы конкурирующих предложений иных производителей. Именно дифференцирование позволяет закрепиться в сознании потребителя, занять выгодную рыночную позицию и получить таким образом реальное конкурентное преимущество.

 

10 практических шагов «Конкурентного анализа»

Шаг 1. Выбор конкурентов

На данном этапе необходимо выбрать те компании, которые Вы считаете своим конкурентом.

Для таких бизнесов, как «магазин у дома», производство, оптовые продажи и т.д., перечень конкурентов достаточно прозрачен. Но в сфере оказания услуг или массовых продаж конкурентов может быть достаточно много. В данном случае расширьте круг и попробуйте проанализировать как можно большее количество конкурентов (в пределах разумного).

Шаг 2. Сравнительный ассортиментный анализ

Создайте в Microsoft Excel таблицу, в который необходимо занести информацию по продуктам/услугам изучаемых конкурентов и естественно – своей компании.

Сравнительный ассортиментный анализ

В приведенной таблице цветом закрашены ячейки, которые определяют ключевые продукты.
Не забудьте написать краткий вывод.

Шаг 3. Сравнительная оценка свойств/характеристик

Для каждого ключевого продукта конкурентов необходимо провести сравнительную оценку свойств/характеристик. Перечень свойств сравниваемых продуктов Вы определяете сами, исходя из реалий сферы деятельности.

Оценку рекомендую проводить по 5-балльной шкале, где 0 – «отсутствует свойство/характеристика», 5 — «лучшее предложение».

Сравнительная оценка свойств/характеристик

Оценивая качества своего продукта не забудьте про честность перед самим собой. Если позволяет бюджет, то проведение опроса среди потребителей – наиболее оптимальный способ.

Не забудьте написать краткий вывод.

Шаг 4. Сравнительный анализ цен

Необходимо определить диапазон цен конкурентов и распределить их по ценовым сегментам:

  • низкоценовой
  • среднеценовой
  • высокоценовой
  • премиум

В результате получаем две таблицы:
     — с распределением по сегментам

Распределение по сегментам

     — с диапазоном цен

Диапазон цен

Шаг 5. Анализ конкурентного восприятия/имиджа

Для получения достоверных результатов, рекомендую проведение опроса потребителей. Необходимо выявить, как потребители воспринимают вашу компанию и конкурентов.

Анализ конкурентного восприятия/имиджа

Перечень характеристик Вы выбираете сами, исходя из реалий вашей компании.

Шаг 6. Сравнительный анализ каналов и методов продвижения

Этот шаг включает в себя изучение и сравнение всех способов привлечения и удержания потребителей.
Данную информацию Вы используете в последующем для разработки стратегии продвижения

Заполняем таблицу по привлечению клиентов

Привлечение клиентов

И по удержанию клиентов

Удержание клиентов

Шаг 7. Анализ целевой аудитории

Необходимо описать целевую аудиторию вашей компании и конкурентов. Данную информацию Вы используете при определении своего сегмента и выборе ниши.

Анализ взаимодействия с потребителями

Если Вы работаете в секторе В2В, то необходимо заменить на описание ключевых показателей компании-клиента.

Шаг 8. Анализ взаимодействия с потребителями

На этом шаге необходимо провести сравнение качества и уровня взаимодействия с потребителями, предоставляемых инновационных решений, используемых технологий и всего, что влияет на ценность продукта и имидж компании.

Анализ взаимодействия с потребителями

Шаг 9.

После сбора и консолидации всей информации необходимо провести SWOT-анализ. Более подробно мы рассмотрим методику проведения этого анализа в одной из последующих статей.

SWOT анализ

Шаг 10. Итог

Информация собрана, осталась самая важная часть – аналитическая работа и принятие управленческих решений.

На данном этапе Вы вырабатываете стратегию:
Как выделить свое предложение из общей массы конкурирующих предложений и закрепиться в сознании потребителя, занять выгодную рыночную позицию и получить реальное конкурентное преимущество.

Два важных совета

И напоследок два важных совета.
1. Совет первый

Ваш продукт по сути не уникален. Его легко скопировать или заменить.

Для того, чтобы быть первым:

  • делайте то, что не делают конкуренты
  • делайте то, что делают конкуренты лучше них
  • всегда придумывайте новые фишки для своего бизнеса
  • не нужно повторять или пытаться победить ценой.
  1. Совет второй

Передавайте выполнение узкоспециализированных задач специалистам или привлекайте их на этапах сбора информации и аналитики.

Вы всегда можете обратиться ко мне через Форму обратной связи или написав по адресу: welcome@market-c.kz

Я обладаю достаточной квалификацией и опытом, чтобы помочь Вам не только в сборе информации, но и в дальнейшей аналитике и разработке стратегии развития.

——————————————————————

Не забывайте, что связаться с нами можно через Форму обратной связи.

Не забывайте делиться статьей с друзьями.
Полезная информация должна быть доступна всем.

РЕКОМЕНДУЮ ПОЧИТАТЬ

comments powered by HyperComments

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Автор

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.