7 инструментов анализа рынка

Важный элемент в бизнесе

Анализ рынка является фундаментальной частью маркетинговой активности любого бизнеса.

Разработка стратегии маркетинга и маркетингового плана по продвижению компании/продукта без анализа рынка быть не должно.
Ошибки в маркетинге могут допускать крупные компании. У них есть финансовая подушка, они могут пережить не один провал.

Каждое тенге, потраченное малым и средним бизнесом должно попадать в цель.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

В статье я расскажу 7 направлениях анализа рынка. В статье будет дано общее понимание и назначение каждого из направлений:

  • Характеристика рынка
  • Анализ конкурентов
  • Анализ потребителей
  • Анализ продукта  
  • Анализ цен          
  • Анализ каналов коммуникации
  • Анализ внутреннего маркетинга

Более детально каждый из перечисленных направлений анализа я опишу в последующих статьях. Ждите продолжений.

Анализ рынка

Я ни в коей мере не утверждаю, что все 7 направлений обязательны и нужны. Выбор, глубина и периодичность их проведения зависят:

  • от сферы деятельности компании
  • от размера и оборотов компании
  • от целей проведения анализа
  • планов использования результатов
  • от финансового положения компании

Характеристика рынка

Исследование в данном направлении подразумевает изучение и определение:

  • структуры рынка
  • темпов роста рынка
  • основных драйверов рынка
  • основных микро- и макроэкономических факторов (политика, экономика, социум и технология)

Данное направление анализа необходимо, если вы планируете:

  • вхождение на рынок
  • расширение рынка/производства
  • вывод новой продукции

Вы получите понимание о том, в каком состоянии находится рынок: развивается, стабилизировалось или сужается.

Помните эпоху видеомагнитофонов и видеокассет на территории бывшего СССР?
В период с начала 80-х рынок постепенно расширялся. Затем произошел бум рынка с начала 90-х по начало 2000-х. После чего произошло резкое сужение рынка. Сейчас мало кто помнит об этим товаре.

Или возьмите пример смартфонов. Еще в 2005-2007-х годах шли споры, кто же завоюет рынок: смартфоны с сенсорными экранами или коммуникаторы с кнопочным управлением. Думаю, ситуацию не нужно озвучивать.

Структура рынка

Я привел примеры из высокотехнологичного бизнеса. Но и в вашем бизнесе полно таких мелочей и нюансов, которые подскажут Вам правильное решение.

Анализ конкурентов

Даже открывая швейную мастерскую, необходимо знать конкурентное окружение.
Вы должны понимать где, с кем и в чем вам предстоит конкурировать. В данном направлении анализ подразумевает изучение и определение следующих факторов:

  • основные игроки
  • их доли
  • позиционирование
  • сегменты рынка
  • принцип ценообразования
  • конкурентные преимущества
  • конкурентные недостатки

В дальнейшем, эта информация поможет сформировать понимание о текущей ситуации и перспективах отрасли, определить основных конкурентов и оценить потенциал роста. А затем выбрать свою нишу, позиционироваться на рынке и выработать систему ценообразования.

Анализ конкурентов

В статье 10 практических шагов «Конкурентного анализа» я написал подробное руководство по организации и проведению конкурентного анализа.

Потребители

Изучение рынка в данном направлении является наиболее обширным и ресурсоемким. Несмотря на это – самым важным и необходимым.

Почему «необходимым»? Потому что, потребители – это те люди, кто своими деньгами «голосует» за ваш бизнес. И только потребитель решает «to be or not to be» вашему бизнесу.

И так, изучая своих потребителей, вы должны:

  • сегментировать потребителей
    • определить сегменты
    • выявить размер и темпы роста сегментов
    • изучить потребителей и не потребителей
  • выявить вовлеченность в покупку
    • уровень знания
    • опыт покупки
    • намерение купить в будущем
    • отказ от покупки в будущем
  • определить лояльность к бренду
    • имидж бренда
    • ожидания по качеству/свойствам
    • соответствие ожиданиям
    • уровень лояльности
  • проанализировать причины покупки
    • причины интереса к продукту
    • драйверы выбора продукта
    • стимулы для покупки
    • причины лояльности
    • причины отказа
  • изучить стиль жизни и привычки покупки
    • когда и где покупают
    • с кем и как часто покупают
    • сколько покупают
    • как взаимодействует с продуктом
    • образ жизни потребителя
    • ценности и жизненные цели

Полученная информация позволит Вам найти наиболее кратчайший путь к клиенту: удовлетворить его нужды, соответствовать его ожиданиям и предоставлять продукт там, где он его ищет. При этом, вы сможете разрабатывать наиболее эффективные действия для увеличения числа лояльных клиентов и сокращения нелояльных.

 

Анализ продукта  

Мало предлагать продукт на рынке. Он должен быть востребован и соответствовать ожидаемым характеристикам: вкус, качество, упаковка, имидж и т.д.

Таким образом, в направлении анализа продукта необходимо понимать:

  • концепцию продукта
  • силу бренда
  • характеристики продукта
  • жизненный цикл продукта

Бренд-менеджмент и продакт-менеджмент — это целые направления в маркетинге, поэтому более детально не буду на этом пункте останавливаться. Тему будет раскрыта в следующих статьях.

Анализ продукта

Анализ цен

Данное направление исследования позволит выработать и принять очень важную часть бизнеса — ценообразования. В большинстве случаев ценообразования строится по принципу издержек или ценовой конкуренции.

Нельзя забывать, что есть различные понятия «цена» и «ценность». Анализ ценообразования позволит повысить ценность продукта, при изучении и понимании:

  • воспринимаемой ценности продукта
  • уровня спроса на продукт
  • эластичности спроса
  • оптимальной цены продукта
  • предела повышения или понижения цены
  • ценового сегмента продукта

Полученная информация позволит выстроить систему ценообразования и эффективно работать над ценой продукта и повышением прибыльности бизнеса. Вы получите ответы на вопрос:

  • является ли цена продукта оптимальной
  • не завышена или не занижена ли она
  • каков приемлемый уровень повышения цен

Анализ цен

Анализ каналов коммуникации

Каналы коммуникации необходимо рассматривать в двух направлениях: реклама и дистрибуция. Каждая из них является важным элементов в продвижении продукта и напрямую влияет:

  • на имидж компании
  • на мнение потребителя о продукте
  • на уровень узнаваемости
  • на решение о покупке
  • на уровень его лояльности

Таким образом, анализ каналов коммуникации включает в себя:

  • реклама
    • носители рекламы
    • охват рекламы
    • понятность и близость рекламного сообщения
    • формируемые образы
    • запоминаемость рекламного сообщения
    • формирование желания покупки
    • эффективность
  • дистрибуция
    • значимость канала дистрибуции
    • уровень дистрибуции
    • наличие товаров
    • мерчендайзинг

Так как реклама является основным каналом, генерирующий поток клиентов, то неправильная рекламная кампания это:

  • утерянная прибыль
  • потерянный потребитель
  • финансовые издержки на логистику непроданного товара
  • финансовые потери на неправильно проведенную рекламную кампанию

А также, непродуманная дистрибуция – это потерянный потребитель, который вряд ли вернется.
Потребитель, который ушел с деньгами. Вашими деньгами!

 

Анализ внутреннего маркетинга

Внутренний маркетинг формируется не только из качества обслуживания и сервиса. Внутренний маркетинг – все те мелочи, которые напрямую влияют на имидж компании и на лояльность клиентов.

Такие мелочи, как оторванная ручка крана в туалете или чашка с трещиной – все это элементы внутреннего маркетинга.

Уровень и качесто сервиса

В последующих статьях я детально расскажу о методах проведения каждого направления анализа рынка и об инструментах, которыми необходимо владеть.

Напишите, по каким из направлений анализа рынка Вы хотели бы получить детальное руководство в первую очередь?

Не забудьте посмотреть страницу АНТИКРИЗИСНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Не забывайте, что разработка стратегии маркетинга и маркетингового плана по продвижению компании/продукта без анализа рынка быть не должно.

Не забывайте, что наша компания имеет огромный опыт в проведении анализа рынка и всегда готова оказать вам содействие.
Связаться с нами можно через Форму обратной связи.

 

Не забывайте делиться статьей с друзьями.
Полезная информация должна быть доступна всем.

 

 

РЕКОМЕНДУЮ ПОЧИТАТЬ

comments powered by HyperComments

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Автор

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.