Константин Банченко – директор рекламно-производственной компании Art Solution

Константин Банченко – директор рекламно-производственной компании Art Solution

ГОСТЬ ПОНЕДЕЛЬНИКА #2. 2/11/2015

Константин Банченко – директор рекламно-производственной компании Art Solution, 30 лет, женат.

Клиенты – Harley Davidson, KIA, Skoda, General Motors, Samsung, Ariston, КAZKOM, KINOPARK и др.

Многие предприниматели и маркетологи ассоциируют понятие «Наружная реклама» с билбордами, вывесками над входом, редко когда еще и с лайтбоксами. Тогда как инструменты и возможности у «наружки» гораздо шире. Об этом и о многом другом мы сегодня и поговорим с Константином Банченко, профессионалом с 10-летним стажем.

– Расскажи, что такое «рекламно-производственная компания Art Solution. Чем вы занимаетесь?
– Проще сказать, чем мы не занимаемся – полиграфией и видео. Ну, хорошо: все виды наружной рекламы, инсталляции, мебель, торговое оборудование, нестандартные конструкции, широкоформатная печать, оформление мероприятий… У нас гораздо глубже понятие наружной рекламы, к тому же мы сейчас предлагаем комплекс. То есть, мы «заходим» в пустое помещение и даем под ключ готовое решение – с наружной рекламой, торговым оборудованием и оформлением. На сегодня у нас в арсенале 3 рекламных цеха, мебельный цех и металлобаза.

Г2-3

–Вы начинали буквально с пары человек – сколько сейчас сотрудников у тебя в штате?
– Архитектурно-дизайнерская команда – 4 человека (бывает, берем на аутсорс), 26 человек монтажных бригад.

– Как ты выбрал это направление для открытия бизнеса?
– Спонтанно всё получилось, я об этом не думал даже. Но в 14 лет я уже определился, что пойду в рекламу.

– С какими трудностями тебе пришлось столкнуться поначалу?
– Трудность была в наборе опыта – своей головой до всего доходили. Другая трудность – недобросовестный клиент, когда наши люди бесплатно разрабатывают дизайн, а он с ним убегает и перезаказывает в другом месте у брата, у свата. Многие не рассчитывались после сдачи проекта по нескольку месяцев, прятались. Еще одна трудность на первом этапе – поиск клиентов. Первые 3 года и бросить хотелось всё это, потому что зарабатывали копейки, бегали на перезаказах. Был момент, когда пришлось распустить команду и искать дополнительные источники дохода – в первую волну кризиса, когда рекламный рынок встал. Тогда я даже параллельно открыл 2 магазина разливного пива для поддержки штанов.

– Реально ли на сегодняшнем рынке раскрутить такую же компанию с теми же исходными данными?
– Вполне. Конечно, сейчас сложнее – кризис, технологии меняются каждый день, не успеваешь следить. Но я уверен, что раскрутил бы.

– Ваши заказчики – это кто?
– Без разницы. Ну, естественно, с наработанными опытом и репутацией в последние годы мы предпочитаем работать с крупными клиентами. Но, бывает, и с малым бизнесом работаем – почему бы и нет.

– Твои планы на ближайшие 3-5 лет.
– Расширяться и увеличиваться. Добавлять и развивать новые направления, потому что сейчас мы, можно сказать, в потолок уперлись. Кстати, сейчас мы на Россию вышли – с Harley Davidson в Казани открываем салон.

– Как вам это удалось и какое ваше участие в этом открытии?
– Полностью салон под ключ – оформление, мебель, реклама. А как удалось – не без трудностей. После того, как мы в Алма-Ате сдали салон Харлей полностью по английскому брэндбуку – был бой с московскими рекламщиками за объект. По СНГ Harley Davidson курирует московский офис, и когда они вместе с англичанами приехали принимать алматинский салон – они были в восторге. Во-первых, от качества, во-вторых – от нашей стоимости, т.к. она была практически вдвое дешевле, чем у москвичей. После этого нам и поступило от них предложение работать по России и СНГ, и первый объект – Казань.

– Получается нетипичная ситуация для нашего рынка. Как правило, для необычных крутых проектов наши стараются привлечь рекламщиков оттуда, а у вас всё наоборот произошло. Что больше повлияло на выбор заказчика?
– Говоря об этой ситуации – да, мы оказались круче москвичей. В благодарственном официальном отзыве, который мы получили от московского офиса Harley Davidson, акцент стоял на высоком качестве и самом отношении к работе. Плюс лояльное отношение к клиенту, выполнение всех сроков (мы опередили срок сдачи объекта на неделю) и, естественно, цена. Им теперь выгоднее работать с нами, чем заказывать на месте, в той же Казани.

– За счет чего вам удается делать такие цены?
– За счет собственного оборудования и невысокой маржинальности. Примерно 75% от стоимости заказа – это себестоимость материала, а бывает и выше. Мы берем объемом, нам неинтересно брать разово и «отжимать» клиента.

– Позиционирование и УТП твоей компании.
– Во-первых, ответственность и качество – на всю работу дается гарантия. Во-вторых, стоимость. Не уверен, что кто-то готов пойти на такие же условия, как мы. Для меня наши низкие цены – во многом жертва. Но долгосрочные клиенты с небольшой маржой важнее для нас, чем разовые заказы. За 10 лет работы было только 2 выезда по гарантии – и то не по нашей вине. По УТП – наверно, скажу, что мы эксклюзивники. Очень много заказчиков к нам приходят с формулировкой – эти отказались, те отказались, вы сможете. Мы всегда пытаемся помочь клиенту выделиться.

– Ты считаешь, что это болезнь казахстанского рынка – найти клиента и рвать?
– Рвут, все рвут. Очень много обмана идет по материалам – очень много мы за кем-то переделываем. В смете пишут один материал, а по факту лепят из такого г…, что оно разваливается. Например, пишут акрил – ставят оргстекло, которое в наших природных условиях, когда может быть ночью -10, а днем +10 – не выдерживает. Заказчик начинает искать этого Серика с 1-й Алматы, а найти уже невозможно – телефон отключен и т.д. Мы недавно начали работать с салоном Ducati. Так вот, когда они сидели еще на Ташкентской-Фурманова, им кто-то сделал огромную вывеску, которая через полгода просто рассыпалась. Исполнителей нашли, но те восстановить вывеску отказались – мол, вы нам не столько заплатили, чтобы мы переделывали. Мы же – всегда на стороне клиента, поэтому к нам возвращаются и от нас не уходят.
Отмечу, что на рынке Алматы, помимо недобросовестных исполнителей, существует ряд очень сильных команд с интересными идеями и профессиональным подходом. То есть, здоровая конкуренция присутствует, что и придает нам дополнительную энергию.

Для меня долгосрочные отношения важнее высокой маржи

– Насколько сегодня перспективно открывать свой бизнес в наружке?
– В прошлом году от нас ушли несколько человек, монтажники. Год поработали, посмотрели и решили открыть свое дело. Набрали кредитов, сняли цех, купили станки, сшили мешки и приготовились, что сейчас деньги посыпятся. В итоге – цех сдан, машины проданы в рассрочку, кредиты остались.

– Когда едешь по городу – в силу профессии обращаешь внимание на билборды. И глядя на 90% – плакать хочется, выброшенные деньги. Это вина заказчика или рекламщика? Должен ли рекламщик, исполнитель в этом случае защищать интересы заказчика?
– Мое мнение — однозначно да. Заказчик приходит к специалисту, и он рассчитывает на него как на специалиста. А не на того, кто скажет – да, сделаем, главное деньги давай! У нас такая позиция: если я вижу, что реклама г… – я этого человека буду отговаривать, объяснять, мотивировать. Хотя, по логике, я бы должен радоваться легким деньгам и выполнять заказ без комментариев. Я обычно привожу пример из фильма «99 франков» – ты, когда к стоматологу идешь, ты говоришь, что ему делать? Здесь то же самое.

– За какой заказ ваша компания не возьмется ни за какие коврижки? А какой заказ вы возьмете даже при мизерном бюджете?
– Например, с Harley Davidson коммерческий интерес был минимальным – просто мне это очень интересно. Есть категория заказчиков, которая платит, но выносит мозг и тратит столько нашего времени, что я от них отказываюсь. Также, если в заказе будет чисто этически перебор и содомия – однозначно будет отказ.

– Твое отношение к кризису и как он коснулся твоей компании?
– Кризис в голове, прежде всего. Откровенно скажу, пока мы его не ощутили, тьфу-тьфу-тьфу. До Нового года у нас всё забито, от некоторых заказов даже отказываемся, передвигаем. Ну, вырос доллар – мы же все равно привыкнем к новым ценам, постепенно все выровняется. По тем же материалам: если мы раньше брали акрил за 14 000, сейчас он стал 18 000 – мы это объясняем заказчику, и всё. Просто другие цифры теперь – работа осталась та же самая.

– Кто выживет, а кто нет?
– Мы недавно на работе обсуждали тему кризиса и пришли к выводу, что он нам даже на руку. Не выживут слабые компании-конкуренты, посредники отвалятся.

– Кто такие посредники?
– Это те, кто менеджерит. Бывшие маркетологи компаний, например. У них есть база, они просто перепродают услуги, накручивая свою маржу, причем она, бывает, доходит до 200%.

– Вы заметили, что бюджеты компаний на рекламу урезали? И правильно ли – сокращать расходы на рекламу в кризис?
– Кто-то срезался в ноль. Кто-то уменьшил бюджет, но не потому что кризис, а, например, потому что на СНГ уходит. В среднем по рынку бюджеты урезали процентов на 50-60%, по моим наблюдениям. У всех позиция такая: начинается кризис – экономим на рекламе. Как немцы: выключили везде свет, накрылись пледом и ждут, когда кончится кризис. А надо идти в атаку. Именно потому что все остальные действуют одинаково – прячут головы и ждут. Вперед пойдет тот, кто сейчас выделится и привлечет к себе внимание. Но надо не забывать, что рекламу нужно давать с умом, планировать комплексно и отслеживать эффективность.

– Какие сейчас тренды в наружной рекламе?
– Один из трендов последнего времени – экономичность. Также – технические новинки: дистанционное включение вывесок, пленка день-ночь, пленка обратной проекции, нестандартные покрытия. Например, по брэндбуку Harley Davidson мы должны были повесить металлический фриз. Вес был бы сумасшедший, само здание бы не выдержало. Мы нашли альтернативную пленку у 3М – она сделана под ржавчину и даже на ощупь фактурная. Еще один тренд – нестандартные формы. Все устали от стандартных прямоугольников. Ну, и, наверно, интерактив – взаимодействие человека с рекламным носителем, как пример – пленка обратной проекции.

– Когда ты едешь по городу – ты обращаешь внимание на вывески, лайтбоксы и пр.? Как ты оцениваешь общий уровень алма-атинской наружки?
– Замечаю ли я косяки? Сплошь и рядом. Замечаю диодную сетку – когда полвывески моргает – понятно, что исполнитель продал слабый трансформатор по цене мощного. Замечаю, как конструкции разваливаются, некачественную работу и т.д. У каждого материала свое назначение, но тут дело, скорее, не в материалах, а в производителях. Чаще всего исполнителю важно сдать работу и получить деньги, а там хоть трава не расти.

– Какой вид наружной рекламы наиболее эффективен?
– Нестандартные инсталляции и решения. Например, TELE2 решились на заказ всем известных роботов-мусорщиков – и какой отклик пошел. Люди просто подходят и фотографируются, в интернете резонанс.

– Поподробнее о роботе…
– У TELE2 была акция «Охота на мусор». Их идея была сделать мусороеда – мусорного бака с головой. Мы предложили взять за основу Валли, робота-мусоросборщика, но по-своему – ведь он сделан полностью из мусора, из автомобильных запчастей. Мы ездили по СТО и собирали этот мусор.

– Назови 2-3 самых любимых проекта.
– Harley Davidson, Chevrolet – очень интересные брэнды сами по себе, и очень интересные задачи стояли. Мы кайфанули. Третий – наверно, KIA.

– Какими качествами должен обладать человек, который хочет работать у вас?
– Ответственность и трудолюбие. Ленивым – сразу до свидания. Ну, и руки нужно иметь из того места. Как ни крути, даже имея самые современные станки, до ума всё доводится ручками.

– Любимый мотивационный фильм, после которого хочется поднять ж… и бежать пахать?
– Области тьмы, наверно.

– Как ты отдыхаешь от работы?
– Семья и мотоцикл.

– Какой у тебя мотоцикл и что тебе дает это увлечение?
– Kawasaki Vulcan mean streak 1600 special edition. Разгрузка головы. Ты, дорога и больше ничего. Правда, редко получается из-за плотного графика. Летом спасает то, что на объекты и встречи можно ездить на мотоцикле.

– Три самые ценные вещи для тебя?
– Семья, работа… честность.

– Чего ты не терпишь в работе и в жизни?
– Вранье и лень.

– Здравствуйте, Константин, существует ли разница в приоритетах по эффективности рекламной продукции, относительно продвигаемого товара или услуги? Иными словами, есть ли разница, заказывать для рекламы веб-сайта, например, полиграфическая продукцию, либо лайтбокс?
– Смотря, чем вы занимаетесь. Взять нас – у нас даже офиса нет, вывески, и мы никогда не давали рекламу.

– Существуют таблицы цветов для достижения определенного эффекта у смотрящего на продукт, но что делать, если эти цвета не подходят к продукту, либо не сочетаются между собой? Каково максимальное количество цветов для того, чтобы у потребителя не возникло отторжения?
– Это уже психология и теория дизайна, по этому вопросу существует много книжек. Бывает так, что у брэнда цвета, которые не подходят для конкретного места в городе, портит ландшафт. В таком случае мы ищем решения, играем со светом, местом и т.д. Все задачи решаемы.

– Есть ли правила для выбора цвета логотипа и особенности по виду деятельности?
– Конечно, есть – об этом кто-то когда-то писал. Например, не стоит использовать для детского питания траурный черный цвет, а для натурального сока химические цвета.

– Что проще: работать со старым, но «запущенным» брендом, или создать новый?
– Зависит от ситуации. Если у вас идиотский логотип и нет стиля, но вас узнают – сделайте ребрэндинг. Если вы накосячили и не стоит продолжать под этим брэндом – создайте новый и попробуйте все заново.

– Доброго времени суток! Были в практике случаи, когда Вы отказывали клиенту из-за неэффективной или безнравственной рекламы? Как бы оценили уровень порядочности рекламщиков на нашем рынке?
– С откровенной содомией пока никого не было. Рекламщики встречаются разные, есть компании очень профессиональные и порядочные, но таких, к сожалению, немного.

Спасибо!

Интервью проведено, записано и опубликовано при участии и содействии Руслана Халилова

Статья опубликована в нашей группе на Facebook

РЕКОМЕНДУЮ ПОЧИТАТЬ

comments powered by HyperComments

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Автор

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.